
Обрушение здания в Бангкоке: расследование масштабной коррупции в строительной отрасли Таиланда
Трагедия обрушения государственного аудиторского здания в Бангкоке, произошедшая в пятницу, вызвала широкий общественный резонанс и запустила цепную реакцию расследований. Премьер-министр Паэтонгтарн Шинаватра лично посетил родственников пропавших без вести, собравшихся в лагере неподалеку от места катастрофы, демонстрируя государственную поддержку и сочувствие в это непростое время. Однако, помимо гуманитарной стороны, событие спровоцировало глубокое изучение деятельности подрядчика, Китайской железной дороги № 10 Engineering Co (CREC), и потенциальных нарушений в строительной индустрии Таиланда.
Расследование Департамента специальных расследований
Департамент специального расследования (DSI) взял на себя ведущую роль в расследовании. Внимание DSI сосредоточено на потенциальном нарушении законов о владении компаниями, предполагающем, что доля тайцев в CREC, которая согласно законодательству должна составлять не менее 51%, могла быть занижена. Министр юстиции Тави Содсонг подтвердил наличие достаточных доказательств, указывающих на это подозрение. Более того, расследование не ограничивается только вопросом владения компанией. DSI планирует тщательно оценить соответствие строительных материалов и качества работ CREC принятым промышленным стандартам. Эти проверки, по словам министра, не ограничатся только разрушенным зданием, но будут распространены на все государственные проекты, выполненные данной компанией.
Масштаб деятельности CREC в Таиланде
Китайская железная дорога № 10 Engineering Co. (CREC) оказалась вовлеченной в значительное количество строительных проектов в Таиланде в период с 2019 по 2022 год, как самостоятельно, так и в составе различных консорциумов. Это обстоятельство значительно расширяет масштабы расследования и вызывает озабоченность по поводу возможных системных проблем в строительной отрасли. Список проектов, в которых участвовала CREC, впечатляет:
- Обрушившийся государственный аудиторский офис (2,14 млрд бат).
- Новый пассажирский терминал в аэропорту Наративат (639 млн бат).
- Жилой комплекс в Пхукете (354 единицы, 343 млн бат).
- Школьное здание в Ват Амарнтарарам, Бангкок (160 млн бат).
- Склад в Медицинском институте Чакри Нарубодиндры, Бангкок (146 млн бат).
- Общежитие в Университете Пхукета Раджабхат (132 млн бат).
- Правительственный комплекс в провинции Phrae (540 млн бат).
- Боксерский лагерь для спортивного управления Таиланда, Бангкок (608 млн бат).
- Резиденции для судебных чиновников Апелляционного суда 9 Региона, Сонгкла (386 млн бат).
- Суды Мин Бури, Бангкок (782 млн бат).
- Центр обслуживания клиентов Управления по электроэнергетике Phuket (210 млн бат).
- Здание военно-морского отделения, Бангкок (179 млн бат).
- Здание Управления национальных водных ресурсов (716 млн бат).
- Академия провинциального управления электроэнергии (606 млн бат).
- Амбулаторное здание в больнице Songkhla (426 млн бат).
Обширный перечень проектов подчеркивает масштаб потенциальных рисков, связанных с деятельностью CREC в Таиланде и требует всестороннего анализа.
Рейды и первоначальные реакции
В рамках расследования иммиграционная полиция провела обыск в доме в районе Дин Даенг, Бангкок, предположительно используемом CREC. В ходе рейда были обнаружены два китайских гражданина, восемь тайцев и автомобиль, зарегистрированный на компанию. Интерьер дома был описан как скудно обставленный. Тем временем, консорциум ITD-CREC, строивший государственное аудиторское здание, выступил с заявлением, утверждая о полном соответствии используемых материалов стандартам качества и наличии всех необходимых сертификатов. Управление судебной власти также поддержало соответствие стандартам в отношении двух проектов, реализованных CREC для Апелляционного суда 9 Региона и судов района Мин Бури. Однако, эти заявления не могут полностью снять опасения, возникшие после трагедии, и дальнейшее расследование неизбежно.