
Обрушение здания в Бангкоке: масштабное расследование китайских компаний
Обрушение здания государственного аудиторского управления в Бангкоке вызвало масштабное расследование, в которое вовлечены многочисленные правительственные ведомства Таиланда. В центре внимания оказались две китайские компании: Китайская железная дорога № 10 (Таиланд) CO (CREC) и Синь Ке Юань Сталь Ко, имеющие, соответственно, 49% и 80% иностранного участия. Министр торговли Пичай Нариптафан, выступая в четверг, подтвердил, что расследование расширяется на множество аффилированных компаний.
Расследование масштаба национальной безопасности
Первоначальные выводы указывают на серьёзные нарушения тайского законодательства, в том числе закона об иностранной собственности. Министерство развития бизнеса передало информацию о компаниях в Департамент специального расследования, который уже приступил к изучению ситуации. В рамках этой комплексной проверки изучаются все аспекты деятельности компаний, от качества строительных материалов до финансовых операций и налоговых платежей. Министерство сосредоточилось на выявлении всех нарушений, способствовавших трагедии и потенциально угрожающих национальной безопасности.
Следствие охватывает не только CREC и Синь Ке Юань Сталь Ко, но и обширную сеть связанных с ними предприятий. CREC имеет связи как минимум с 13 другими компаниями, в то время как Синь Ке Юань Сталь Ко — с 24. Департамент по развитию бизнеса уже начал расследование деятельности CREC и её 13 партнёров, параллельно изучаются финансовые потоки компаний и их акционеров Управлением по борьбе с отмыванием денег.
Многовекторное расследование
В расследовании задействованы различные государственные структуры. Департамент доходов проверяет налоговые декларации компаний и их акционеров, Тайский институт промышленных стандартов анализирует качество используемых строительных материалов, в том числе стали, поставленной Синь Ке Юань Сталь Ко. Результаты предварительных испытаний, проведённых Институтом железа и стали Таиланда, показали низкое качество этой стали. Более того, стало известно о временном закрытии завода компании в Районге из-за не связанного с данным случаем нарушения, и изъятии 2400 тонн стали. Департамент занятости проверяет документы, подтверждающие легальность трудоустройства мигрантов, работавших на строительстве обрушившегося здания.
Департамент промышленных работ проводит проверку всех сталелитейных заводов, сотрудничавших с генеральным подрядчиком. Министерство земельных ресурсов расследует вопросы владения землей как тайскими, так и иностранными компаниями, участвующими в проектах. Департамент генерального контролера изучает законность закупок и контрактов. Все эти направления расследования объединены общей целью: предотвратить дальнейшие катастрофы и привлечь виновных к ответственности.
Масштабы деятельности и финансовые проблемы CREC
Расследование затрагивает как минимум 26 проектов, реализуемых 14 компаниями, связанными с CREC и Синь Ке Юань Сталь Ко. Масштаб деятельности Китайской железнодорожной группы, материнской компании CREC, впечатляет: она участвовала в строительстве большинства из 45 000 километров китайских высокоскоростных железных дорог. Однако в последние годы, из-за снижения спроса на внутреннем рынке, компания активно расширяла свою деятельность за рубежом, стремясь компенсировать потери.
Многие зарубежные проекты связаны с инициативой «Пояс и путь» и другими государственными программами. Однако это бурное расширение привело к значительному росту задолженности компании. По данным New York Times, в 2024 году общая сумма обязательств CREC достигла 211 миллиардов долларов, что почти вдвое больше, чем пять лет назад. Эксперты указывают на то, что большое бремя долгов создаёт сильное давление на компанию, вынуждая её экономить на качестве материалов и безопасности работ для обеспечения денежного потока, необходимого для обслуживания долгов. Виктор Ши, специалист по китайской политике и финансам из Калифорнийского университета в Сан-Диего, подчеркивает, что в таких условиях «давление на создание денежного потока для обслуживания долга может быть довольно интенсивным».
Ключевые аспекты расследования:
- Проверка качества строительных материалов.
- Анализ финансовых операций и налоговых платежей.
- Изучение легальности трудоустройства мигрантов.
- Расследование вопросов владения землей.
- Проверка законности закупок и контрактов.
Коллапс здания государственного аудиторского управления стал катализатором масштабного расследования, последствия которого могут иметь далеко идущие последствия, как для самих компаний, так и для их многочисленных партнёров и заказчиков.